Испанские школы: сколько стоит "бесплатное" образование
Начну со скучной сухой информации, чтобы вы имели представление об испанской школе в целом.
Испанская школьная система состоит из нескольких этапов:
Ясли (Escuela Infantil, с 4 месяца –2 года) — необязательные, всегда платные (есть субсидии). Государственные и частные учреждения.
Дошкольное образование (Educación Infantil, 3–6 лет) — бесплатное/платное, необязательное, но очень востребовано.
Начальная школа (Educación Primaria, 6–12 лет) — обязательная и бесплатная/платная.
Обязательное среднее образование (ESO — Educación Secundaria Obligatoria, 12–16 лет) — обязательная. Заканчивается дипломом Graduado en ESO.
Старшая школа (Bachillerato, 16–18 лет) — 2 года, необязательная. Три направления: гуманитарное, естественно-научное, социальное. Готовит к университету.
Профессиональное образование (Formación Profesional, FP) — альтернатива Bachillerato или университету. Средний и высший уровни. Очень востребовано.
Университет (Univercidad)
Виды школ
В Испании есть 3 вида школ: publicas (государственные и условно бесплатные), concertadas (получастные, частично финансируются государством), privadas (частные, полностью оплачивают родители).
Почему я сделала оговорку “условно бесплатные”? Во-первых, в большинстве школ часть учебников вы покупаете за свои кровные, во-вторых, если ребенок в школе с 9 до 16:00 (или 17:00) и остается на обед, то питание стоит порядка 115-120 евро в месяц. Если семья считается малообеспеченной, то питание будет или вовсе бесплатным, или будете оплачивать какую-то часть.
Даю справку: jornada partida: уроки с 9:00 до 13:00, перерыв, уроки с 15:00 до 16:45 (время может варьироваться, на перерыв можно забрать ребенка домой или оставить в школе на обед и тд)
jornada continua: уроки с 9:00 до 14:00 - и домой. Если ребенок остается до 16-17 в школе, то опять же за это платить.
Например, в случае нашей дочери (она посещала 2 гос и 2 консертадо), в гос. школе мы платили порядка 150-200 евро за учебники, 115 евро за обед, на нужды класса порядка 70 евро в год ну и всякие экскурсии по мелочи. За консертадо в Каталунии мы платили 100 евро обязательный взнос+форма (250 евро)+ учебники 200 евро, на обед забирала ее домой. А в Кантабрии платим 115 евро за обед+ 20 евро обязательный взнос (форма 200 евро, учебники ежегодно порядка 100-150 евро, потому что у них много учебников бесплатно от школы. Ну и сейчас еще за школьный автобус платим 115 евро).
За concertadas вы платите всегда (тоже малообеспеченным есть скидки), исторически - это религиозные школы. На практике сейчас религии не уделяют много внимания, но она всегда включена в программу. В этих школах обязательна форма и как правило, это некий компромисс между госшколой и частной. Уровень образования там лучше (практически всегда лучше), чем в государственной, больше дисциплины, домашних заданий (но, нет такого, что до ночи сидеть с уроками). Плюс-минус по цене выйдет 1500-2000 евро в год. Оно того стоит, поверьте!
Ну и privadas: тут гуляй, рванина! И двух и трехязычные, и форма, и хорошо оборудованные лаборатории и тд, и тд. Платите, дорогие родители, если хотите, чтобы ребенок получил качественное образование. Вопрос к качеству, кстати, там большой, цены высокие всегда - от 500 евро (это без обеда) и выше в месяц. Все экскурсии довольно дорогие, на порядок дороже, чем в консертадо или публико. Как говорится - любой каприз за ваши деньги.
Как устроена школьная система
Декретный отпуск для мамы всего 4 месяца (о наболевшем: у власти у нас социалисты, но всё, что касается трудового права и всяческих социальных льгот - суровый капитализьмь!)
Стоимость государственных яслей невысокая - порядка 80-100 евро (режим дня с 9:00 до 15:00, завтрак и обед приносить с собой). В частных, как правило, режим дня до 17:00, за обед - дополнительная плата и стоимость от 300 евро и выше. Проблема в том, что если вы живете в большом (или даже не очень) городе, мест в гос яслях просто нет. Нам в этом плане очень повезло: в нашей деревне сыну сразу дали место в новеньких отремонтированных яслях (ему на тот момент было 1,5 года).
Educación Infantil начинается с трех лет, это очень востребованный цикл обучения. Они там просто играют, изучают мир, в целом - до 6 лет это как привычный всем нам детский сад. Ребенка можно оставить на обед и дневной сон (за это нужно платить). В целом, у них там очень мило, как и в любом детском саду - игрушки, рисунки-поделки, маленькие вылазки на экскурсии.
Самое интересное: если ребенок написает/накакает в штаны, вам позвонят, чтобы вы пришли и поменяли. Связано это с тем, что, школы не хотят брать ответственность на себя и с юридической точки зрения, учитель не имеет права прикасаться к интимным зонам ребенка. Если есть специальный помощник, у кого есть такие полномочия, тогда вам повезло. Они всегда есть в яслях, но в инфантиль не всегда. Родители часто этим возмущаются, ведь с трехлетним ребенком всякое может случиться. И хотя работодатель чаще всего пойдет навстречу, это очень и очень неудобно.
Educación Primaria: с 6 до 12 лет деточка будет учиться в начальной школе. Опять-таки, чем многие родители недовольны и почему выбирают школы консертадо: в примарии детям почти ничего не задают или совсем ничего не задают. И 6 лет они, конечно же, много чего учат, но у них не формируется навыков ответственности за домашнее задание, повтор материала и соотношение объема материала и его усвоения. А когда начинается старшая школа, они просто тонут в огромной волне информации, которую нужно усвоить, и домашки там достаточно во всех видах школ. Там же еще как раз появляется все самое сложное - физика, химия, биология и тд
В консертадо все же хоть и минимально, но уже с 3го класса примарии постепенно задают что-то почитать, что-то написать, это занимает буквально полчаса, но навык начинает вырабатываться. Я считаю, то хороший баланс: у ребенка полно времени на свои хотелки, но и по школьной программе он хоть что-то делает.
ESO — Educación Secundaria Obligatoria: старшая школа, где сложно всё - тут и переходный возраст, и новые предметы, да и часто новая школа. ESO может быть как в обычной школе, но чаще всего дети переходят в отдельный ISE (Instituto de Educación Secundaria). Учёбы больше, новые одноклассники и учителя - это все не просто для созревающего подрастающего поколения.
Есть шансы и остаться на второй год, если много предметов не зачтено. В Испании 10 бальная система оценок, чтобы получить “зачёт” нужно набрать минимум 5 баллов. Когда ребёнку исполняется 16 лет, он, по идее, может и вовсе уйти из школы и не получить аттестат Grado ESO.
Внимание, мой шок был в собственном шоку: согласно данным Национального Института Статистики, на конец 2024 г в Испании 35% населения в возрасте 25-64 лет фактически не закончили ESO. И в целом по ЕС ситуация хуже только в Румынии. Ну что ж, к сожалению, это не первый позорный рейтинг, где Испания занимает верхние места.
Bachillerato: сюда идут дети, которые планируют потом поступать в университет. Нужно иметь хорошие баллы в аттестате, чтобы поступить на одно из трех направлений: гуманитарное, естественно-научное, социальное. Учиться 2 года и потом уже сдавать экзамен для поступления на высшее образование.
Formación Profesional, FP (или, по-нашему, путяга):
FP Medio — после ESO, 2 года, средняя профессиональная квалификация
FP Superior — после Bachillerato или FP Medio с хорошим баллом, 2 года, высшая квалификация
Довольно востребованная система, можно учиться и сразу проходить практику. А если набрать достаточное количество кредитов, то их засчитают для поступления в университет.
Ну и высшее образование - университет.
По поводу бачилерато, путяги и универов: тоже есть варианты бесплатные государственные, есть частные и с частичной оплатой.
Ученье, как известно - свет, а знание - сила. Очень хочется, чтобы образование было доступным абсолютно для всех. Хотя в рамках государства: управлять людьми безграмотными и невежественными гораздо проще. Но ведь мы с вами не такие, а?!
💬 Обсудим? Можно здесь ↓ или в Telegram.



> 35% населения в возрасте 25-64 лет фактически не закончили ESO
Я думаю, что еще столько же закончили его формально. То есть, получается, что если в классе 30 человек, то реально его закончило человек 10 (((
Причем еще образование здесь ненапряжное, особенно во многих публичных школах.